Ремонт лодок ПВХ

ремонт надувных лодок
Счастливые обладатели лодок ПВХ рано или поздно сталкиваются с различными повреждениями своего плавсредства. Надо отметить недешевого. Возникает вопрос: «Как отремонтировать ПВХ лодку своими руками в походных условиях или в мастерской?»

Существует мнение, что ремонт лодок ПВХ – процесс очень трудоемкий и не всякому под силу. Так ли это? Давайте разберемся. Во-первых, не стоит впадать в панику. Нет ничего невозможного. Итак, обо всем по порядку.

Какие бывают повреждения лодок ПВХ?

Царапина, задир. На первый взгляд может показаться незначительным повреждением, но в последствии эта царапина или задир могут стать причиной разрыва ткани в самый неподходящий момент. Этот вид повреждения тоже опасен.

Прокол. Это, пожалуй, самый частый вид повреждений. Возникает он либо при неосторожном обращении с крючками или тройниками приманок либо другими колющими предметами.

Порез. Обычно это следствие контакта с режущим инструментом. Чаще всего возникают при неправильной транспортировке или хранении или просто на берегу.

Рваная дыра (обширный разрыв). Этот вид повреждения встречается при движении лодки. Например, торчащая металлическая арматура, острый кол, и т.п. Известны случаи столкновения лодок, когда борт повреждается винтом мотора.

Прогрызание грызунами. При хранении лодки в гараже или сарае, особенно немытой лодки с остатками рыбьей слизи, прикормки и т.п., которые своим запахом привлекают крыс и мышей, рыболовы часто в начале сезона обнаруживают такой неожиданный дефект.
Прожиг. ПВХ лодка чувствительна к высоким температурам. Поэтому легко прожигается окурками сигарет или другими нагретыми предметами.

Поломка клапана лодки. При сильном механическом воздействии на клапан возможна его поломка. Чаще всего просто наступают на клапан по неосторожности.

Отклеивание уключин, креплений сидений.

Что делать?

Если повреждение незначительное (прокол, точечный прожиг), а рыбалку хочется продолжить, то лодку ПВХ можно ремонтировать в походных условиях. Более серьезные повреждения (рваные дыры, обширные разрывы) требуют ремонта в условиях мастерской.

Подготовка

Первое что необходимо сделать – это осмотр. После того, как найдено место повреждения, важно понять: можно ли в походных условиях сделать надежный ремонт или отложить и сделать его в мастерской, будете ли делать ремонт самостоятельно или придется обратиться к специалисту. Если повреждение не очень опасное, то простой ремонт лодки можно сделать на месте с помощью ремкомплекта и затем продолжить рыбалку.

Любой ремонт начинается с подготовки. Для ремонта в походных условиях вам понадобятся: ремкомплект (клей, кусок ткани ПВХ) ножницы или нож, жидкость для обезжиривания, тряпка.

Ремонт проведенный на рыбалке не всегда бывает качественным, поэтому часто приходится дорабатывать или переделывать дома или в мастерской.

Для самостоятельного ремонта в мастерской (дома, в гараже) перечень необходимого будет несколько шире. Вам понадобятся: ремкомплект (клей и кусок ткани ПВХ), карандаш, ножницы, валик либо металлическая пластина, фен, растворитель, кисточка, мыло, вода, тряпки (ветошь).

Какой клей лучше для ремонта лодки ПВХ

Клей, входящий в состав ремкомплекта, часто загустевает, зхасыхает и приходится самостоятельно покупать другой. Вот тут и возникает вопрос: «какой клей лучше купить для лодки ПВХ?»

Во-первых, надо учитывать требования, предъявляемые к клею ПВХ

Основные требования к клею ПВХ:
  • термостойкость
  • эластичность
  • устойчивость к нагрузкам
Все клеи можно условно разделить на термостойкие и нетермостойкие. Чаще всего именно эта проблема возникает в летнее время при склейке поверхностей, подверженных сильному нагреванию. Если склеиваемый участок находится ниже ватерлинии, то этот параметр не столь важен.

Клей «Уран», который часто входит в состав ремнабора к лодке, подходит для ремонта в походных условиях. Этот клей не обладает достаточной термостойкостью. Поэтому, ремонтируя лодку в мастерской, используют этот клей или его промышленный аналог Десмокол (Desmocoll) с добавлением еще одного компонента — термостабилизирующей присадки Desmodur (Десмодур). Эту присадку добавляют в количестве 5%-7% от объема.
Неплохой результат показали клеи «РК-2», «Мастер клей», «УР–МОНО» , Супер-НН (с отвердителем «Изур-021»)

Этот перечень далеко не полный. Постоянно появляются все новые и новые виды.
Клей типа «Момент» и т.п. использовать можно только в крайнем случае: в походных условиях, если нет другого клея, и повреждение не опасное. На одну рыбалку обычно хватает. Важно правильно оценить безопасность такого ремонта, чтобы рыбалка не стала последней. И еще надо понимать, что отчистить лодку потом от этого клея будет сложно, ремонт в домашних условиях усложнится.

Загустевший клей обычно разводят с помощью специального растворителя: МЕК (метилэтилкетон).

Ремонт лодки ПВХ в походных условиях

  • вымыть
  • высушить
  • расправить поврежденный участок на ровной поверхности
  • обезжирить. В ремкомплект средство для обезжиривания не входит. Надо позаботиться об этом самостоятельно, заранее. Дома в маленький флакончик надо налить либо ацетон, либо растворитель. При отсутствии таковых можно использовать водку. А если нет и её (такое тоже встречается), то просто тщательно протереть место склейки несколько раз чистой тряпкой или бинтом. Время контакта ткани ПВХ с ацетоном или растворителем должно быть минимальным. Для зачистки поверхности лодки и заплатки нельзя использовать наждачную шкурку, как это делают при склейке резины.
  • вырезать из куска ткани ПВХ (из ремкомплекта) заплатку, которая на 4-5 см больше обрасти повреждения либо воспользоваться готовой.
  • нанести клей на поврежденный участок и заплатку и спустя примерно 3 минуты плотно прижать их друг к другу. При наличии достаточного времени клей лучше наносить в 2 этапа. Первый слой (на лодке и заплатке) просушивают в течение 10-15 мин. Затем повторно нанести клей на обе поверхности и дать высохнуть клею в течение 5-7 минут. Показателем того, что время склеивания подошло, считается тот факт, что склеиваемые поверхности не скользят относительно друг друга, а начинают прочно прилипать.
  • приложить заплатку на место и прокатать чем-нибудь плотным. Если под рукой нет валика, то можно использовать, например, стеклянную бутылку. Важно удалить весь воздух из под заплатки.
  • надуть лодку сразу после склейки, но не до рабочего давления, а до момента, когда лодка лишь примет свою форму и оставить в таком состоянии минимум на 2-3 часа.

Ремонт лодки ПВХ в условиях мастерской

Устранение царапины, задира, прокола, пореза, прожига лодки
Первое, что необходимо сделать – позаботиться о вентиляции помещения, либо проводить работы на открытом воздухе. При низких температурах проводить ремонт не следует. Температура воздуха должна быть не менее 15 град. С.

Этапы ремонта лодки в условиях мастерской практически те же, что и в походных условиях. Принципиальное отличие ремонта лодки в мастерской (или дома, в гараже) от ремонта на рыбалке заключается в том, что все процедуры делаются без спешки, основательно.

Итак, вот пошаговая инструкция ремонта лодки ПВХ:
  • вымыть;
  • высушить;
  • расправить поврежденный участок на ровной поверхности;
  • обезжирить с помощью ацетона или растворителя. Время контакта ткани ПВХ с ними должно быть минимальным. Поверхности лодки и заплатки нельзя зачищать наждачной шкуркой, как это делают при склейке резины;
  • вырезать из куска ткани ПВХ (из ремкомплекта) заплатку, которая на 4-5 см больше обрасти повреждения либо воспользоваться готовой;
  • наложить заплатку на место повреждения и обрисовать по контуру место склейки карандашом;
  • равномерно нанести кисточкой тонким слоем клей на поврежденный участок лодки в пределах нарисованного контура и заплатку. Чтобы клей случайно не попал на другие части лодки по намеченному контуру можно наклеить малярную ленту. Клей обязательно наносить в 2 этапа. Первый слой (на лодке и заплатке) просушивают в течение 10-15 мин. Затем повторно нанести клей на обе поверхности и дать высохнуть клею в течение 5-7 минут. Показателем того, что время склеивания подошло, считается тот факт, что склеиваемые поверхности не скользят относительно друг друга, а начинают прочно прилипать;
  • приложить заплатку на место и прокатать валиком, удаляя весь воздух из-под заплатки;
  • прогреть место склейки бытовым, а лучше промышленным феном. Температура поверхности должна составлять примерно 70 — 80 град. С. Открытое пламя для прогрева использовать ни в коем случае нельзя!
  • надуть лодку сразу после склейки, но не до рабочего давления, а до момента, когда лодка лишь примет свою форму и оставить в таком состоянии минимум на 24 часа, а лучше на 48 часов;
Если устраняете порез или значительный прокол, то устанавливают две заплатки. Одну приклеивают внутри, другую — снаружи. Для того, что бы приклеить заплатку изнутри необходимо специальным ключом открутить клапан и через образовавшееся отверстие провести необходимый ремонт. Первой приклеивают внутреннюю заплатку.

Устранение разрыва лодки

При обширных повреждениях все этапы ремонта аналогичны предыдущим, только перед склейкой сначала сшивают края пореза или разрыва, а уже потом склеивают.

Устранение прогрызания лодки

При больших дефектах, например, прогрызание крысами, когда отсутствуют небольшие кусочки ткани (1 — 2 см), снаружи, поверх второй заплатки, дополнительно приклеивают еще одну чуть большую по размеру заплатку. Третью заплатку наносят только после высыхания клея предыдущих заплаток.

Если дефект лодки слишком большой, например, порез или разрыв более 15 см, прогрызание с отсутствием кусков ткани более 2 см, многочисленные разрывы сложной конфигурации, то ремонт следует проводить в сервисных центрах.

Ремонт уключины, крепления для сиденья лодки

Часто в жаркую погоду при нагреве лодки до высоких температур происходит частичное отклеивание уключины. Этот вид ремонта проводят в условиях домашней мастерской или в сервисном центре.

Пошаговая инструкция ремонта уключины, крепления для сиденья.
  • обвести маркером место крепления уключины (или крепления для сиденья);
  • отделить до конца отставшую от лодки уключину (или крепления для сиденья). Для этой цели понадобится мощный фен. После этого удалить с поверхности уключины (или крепления для сиденья) и лодки остатки клея. Обычно для подготовки к склейке поверхностей лодок ПВХ наждачную шкурку не используют, но на этот раз без неё скорее всего не обойтись. Уключину или крепление для сиденья можно смело зачищать. А вот ткань лодки зачищают в крайнем случае и очень осторожно, особенно тонкостенную ткань;
  • обезжирить обе поверхности растворителем;
  • нанести первый слой клея на обе поверхности и дать просохнуть в течение 10–15 мин;
  • повторно нанести слой клея на обе поверхности и нагреть феном до появления пузырьков;
  • приложить уключину (или крепление для сиденья) к лодке, нагреть феном и как следует прижать на пару минут;

приклеивание уключины

Лодкой можно пользоваться уже через 12 часов.

Снятие и ремонт клапана

Для этого вида ремонта понадобится специальный ключ для снятия клапана. Не все производители лодок ПВХ включают в ремонтный комплект этот ключ. Поэтому клапанный ключ приходится изготавливать самостоятельно, либо обращаться в сервисный центр.
Самостоятельно изготовить ключ для клапана можно из трубки подходящего диаметра. Это может быть как металлическая трубка, так и из твердого пластика.

Все, что необходимо будет сделать – это на торце трубки выточить соответствующее количество зубцов и просверлить на другом конце трубки отверстие под вороток.

С помощью ключа открутите клапан. При откручивании клапана нужно удерживать гнездо, расположенное с внутренней стороны лодки. Поэтому из лодки перед снятием клапана надо спустить воздух.

Осмотрите клапан. Если имеются механические повреждения корпуса, то такой клапан необходимо заменить на новый.

осмотр клапана лодки ПВХ

Иногда, при отсутствии повреждений корпуса клапана, бывает достаточно промывки клапана с последующей смазкой пружины солидолом.

Вкрутите новый (или отремонтированный) клапан на место, придерживая при этом его гнездо. При необходимости можно перед закручиванием клапана нанести на края отверстия герметик. Усилие, с которым закручивают клапан, должно быть умеренным. При чрезмерной затяжке можно повредить клапан или ключ. При недостаточной будет стравливаться воздух.

Хранение

Хранение лодок из ПВХ обычно не представляет трудностей. Температурный диапазон безопасного хранения достаточно широк: от +70 до — 40 град. С. Какой-то специальной консервации не требуется.

Обычно хранят лодки в гаражах, сараях, на балконе или дома. Если лодка хранится при отрицательных температурах, то перемещать её с места на место не рекомендуется, т.к. материал ПВХ при низких температурах теряет эластичность, есть риск повреждения ткани.
Единственное, что требуется перед укладкой лодки ПВХ на хранение – это хорошо вымыть и высушить её. Оставленные на поверхности частички грязи, рыбьей слизи, прикормки и прочих органических остатков привлекают грызунов.

Если вы не уверены в безопасности хранения в таких местах, где водятся зубастые зверьки, то лучше убрать лодку в другое место.

Заключение

Ремонтируйте свою лодку своевременно, и она будет служить вам долго. Главное – не торопиться, тщательно выполнять все этапы ремонта. Некачественный ремонт очень сложно переделать. Конечно, если вы не уверены в своих способностях, особенно в сложных ситуациях, то ремонт лучше доверить специалистам. Безопасность важнее всего!
Автор: Виктор Долгих
Источник
Поделиться:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

▲Вверх